
8 мая, в Синодальном зале Киевской Митрополии под председательством
Блаженнейшего Митрополита Киевского и всея Украины Владимира состоялось
очередное заседание Священного Синода Украинской Православной Церкви.
В заседании приняли участие: митрополит Одесский и Измаильский Агафангел,
митрополит Луганский и Алчевский Иоанникий, митрополит Черновицкий и
Буковинский Онуфрий, митрополит Донецкий и Мариупольский Иларион, митрополит
Вышгородский и Чернобыльский Павел, митрополит Симферопольский и Крымский
Лазарь, архиепископ Хустский и Виноградовский Марк, архиепископ Белоцерковский
и Богуславский Митрофан, архиепископ Черниговский и Новгород-Северский
Амвросий, архиепископ Житомирский и Новоград-Волынский Никодим, епископ
Бердянский и Приморский Елисей.
В
начале заседания Предстоятель Украинской Православной Церкви обратился к
иерархам со вступительным словом:
«Поздравляю
вас с праздником Пасхи, который уже уходит, и желаю, чтобы Христос не оставлял
нас в наших делах, мыслях и сердцах. Хочу поклониться всем, кто находился рядом
во время моей болезни - владыкам, отцам и мирянам и желаю, чтобы Господь воздал
им за это».
Для александрийцев это заседание не
прошло бесследно. В одном из журналов(37) на Официальном сайте УПЦ читаем:
У засіданні Священного
Синоду Української Православної Церкви під головуванням Блаженнішого
Митрополита Київського і всієї України Володимира -
СЛУХАЛИ рапорт Преосвященного Антонія, єпископа Олександрійського і
Світловодського про відкриття Свято-Покровського чоловічого монастиря в
м.Олександрії та про призначення настоятеля монастиря.
УХВАЛИЛИ:
1. Благословити відкриття Свято-Покровського чоловічого
монастиря в м.Олександрії.
2. Настоятелем Свято-Покровського чоловічого монастиря в
м.Олександрії затвердити Правлячого архієрея Олександрійської єпархії.
Это теперь первый и единственный мужской монастырь в
Александрийской епархии. Для всех жителей города это большая радость, потому
что монастырь призван концентрировать внимание людей на тленность материального
и вечность духовного. Видя монахов, которые посвящают свою жизнь Богу, уходя от
мира и сам невольно задумываешься, а может и правда свою жизнь нужно
сосредоточить на покаянии, а не на себе самом? Монастырь - это не стены.
Монастырь - это люди+устав. Т.е. это община монахов , которые выбрали для себя
тот или иной уклад монастырской жизни,
руководствуясь: Святыми Писанием и Преданием + реальные физические возможности
членов общины, условия окружающей среды, традиционный быт местности. У многих
может возникнуть вопрос: ведь в монастыре монашествующие должны жить
на территории обители, а не на съемных квартирах? Действительно при
Покровском монастыре, который расположен на ул. Кременчугской нет возможности
для проживания, но ведь это только зарождение монашеской обители, более того
монахи есть. По милости Божией и братский корпус с кельями скоро поднимется
выше фундамента если мы будем к этому небезразличны.
Еще один человек задал следующий вопрос: а почему в монастырях не
совершаются таинства крещения и венчания, а также отпевания? Монастырь – является местом монашеского
служения Богу. Живущий в нем отрекается от мира. Великие наставники иноческой
жизни видели в этом необходимое условие для достижения главных целей
монашества. «Исшедший из мира для того, чтобы избавиться от бремени грехов
своих, да подражает тем, которые сидят над гробами вне города, и да не престает
изливать теплые и горячие слезы, и да не прерывает безгласных рыданий сердца,
до тех пор, пока и он не увидит Иисуса, пришедшего и отвалившего от сердца
камень ожесточения, и ум наш, как Лазаря, от уз греховных разрешившего, и повелевшего
слугам Своим, ангелам: разрешите его от страстей и оставите его идти (Ин.11:44)
к блаженному бесстрастию. Если же не так, то (от удаления из мира) не будет ему
никакой пользы» (Преп. Иоанн Лествичник. Лествица.1:6). Именно поэтому в первых
монастырях не было собственного священства. Так, преп. Пахомий Великий (ок. 292
– 348 гг.; память 15 мая) высказывался против принятия монахами сана. Обычно
Божественную Литургию служил священник из ближайшего населенного пункта.
Поскольку приглашение священника в монастырь сопровождалось порой трудностями
(особенно, когда обитель находилась в большом отдалении), то стали из числа
братии рукополагать иеромонахов. Так, Иерусалимский патриарх Саллюстий в 491 г.
поставил священником преп. Савву Освященного († 532; память 18 декабря).
Монахов рукополагали в священный сан определенно, что их
служение будет только для братии, а не для мирян. Это вытекало из 4-го правила
IV Вселенского Собора, постановившего: «Монашествующие же, в каждом граде и
стране, да будут в подчинении у епископа, да соблюдают безмолвие, да прилежат
токмо посту и молитве, безотлучно пребывая в тех местах, в которых отреклись от
мира, да не вмешиваются ни в церковные, ни в житейские дела, и да не приемлют в
них участия, оставляя свои монастыри: разве токмо когда будет сие позволено
епископом града, по необходимой надобности» (Правила Православной Церкви. Том
1). Совершение различных треб (венчания, крещения, молебнов и др.) означало бы
прямое нарушение этого правила. В последующие века было сделано немало уступок
миру в противоречие с требованием: да соблюдают безмолвие, да прилежат токмо
посту и молитве. Самое серьезное отступление от этого правила – появление при
монастырских храмах приходов, что неизбежно вызывает необходимость ежедневной
исповеди многочисленных прихожан. Наряду с другими немонашескими попечениями
все это не может не сказываться на духовно-молитвенной жизни современных
монастырей. Однако отказ от этого лишил бы многих страждущих людей необходимой
духовной помощи. В завершение я приведу
стихотворение современного поэта Юрия Понамарева:
Зачем нам нужен монастырь?
За тем, что это остров.
За тем,что там находим мир
В житейском море ведь непросто.
Он есть спасительный ковчег,
Гонимый будет тут утешен.
Да в общем...он вмещает всех,
Кто свят и просто грешен.
Больница есть он, падших чад,
Хранитель мудрости столетий.
И каждый будет тому рад,
Что есть обитель в этом свете.
|